СВЯЩЕННИК А МОРОЗОВ, ГЕНЕРАЛ К. ШЕИН И ИСТОРИК С. ОЛЬГИНА ПРОДОЛЖАЮТ РАССКАЗ ОБ ИСТОРИИ ХРАМА СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ СПАССКОЙ УЛИЦЕ.
(Часть 1)
В 1698 году в Спасской слободе вместо деревянного храма Спаса Преображения был заложен каменный храм. В Спасском приходе находился знаменитый загородный Шеин двор — вотчина главнокомандующего-победителя второго Азовского похода, первого российского генералиссимуса боярина Алексея Семёновича Шеина (1652-1700 гг.).
Вторая осада Азова (1696 г.) проходила под защитой вручённых перед походом генералиссимусу Шеину трёх великих Спасовых святынь: полковое знамя с образом Спасителя — по описанию XVII века «образ Спасов Еммануил», под которым царь Иван Грозный завоевал Казань в 1552 г. (ныне это знамя хранится в Оружейной палате), «чудотворный Нерукотворенный Спасителев образ» и «святой Животворящий Крест Господень, в нём же власы Его Спасителевы».
19 июля (2 августа по новому стилю) 1696 года в ходе второго Азовского похода молодого царя Петра Первого, при успешных действиях русской армии под общим руководством генералиссимуса А. С. Шеина, была завоевана грозная турецкая крепость Азов в устье Дона. Зарождающимся военно-морским флотом, насчитывающим нескольких боевых галер, управлял сам царь Пётр. Это была первая победа молодого русского царя, первый успех Русского государства в войне с Турцией.
Москва платила ежегодную унизительную дань Крымскому ханству. Огромная Российская держава, окружённая морями, не имела выхода к морям на юге. Азовская победа дала начало постройке флота и преобразованию армии, впервые показала потенциал государства и силу намерений молодого царя — преградить туркам подход к Азову с моря. Азовские походы Петра Первого стали продолжением борьбы России за безопасность границ и за выход в южные моря.
Бомбардир Пётр Алексеев (молодой царь Пётр Первый) в Азове
Военный историк В. В. Каргалов в своей книге «Полководцы XVII века» писал, что всего вышло из Азова вместе с янычарами по живому коридору более трёх тысяч человек (по другим данным, около семи тысяч). Последним покинул город Гас- сан-бей — со знаменами и свитой из высших чинов азовского гарнизона. Его подвели к генералиссимусу, сидевшему на коне. Шестнадцать турецких знамен упали к ногам полководца, Гассан-бей с поклоном протянул городские ключи. Церемония сдачи крепости завершилась. Это был миг высшего счастья полководца и триумф воинского поприща и всей жизни воеводы А. С. Шеина.
20 июля 1696 года в шатре Алексея Семёновича Шеина генералы и полковники русской армии праздновали победу. «Мы были на радостном пиру у генералиссимуса, где не щадили ни напитков, ни пороху» (для салютов), — подвёл итоги второго Азовского похода Патрик Гордон, шотландский и российский военачальник, генерал и контр-адмирал русской службы.
В тот же день генералиссимус отправил официальную «отписку» о завершении военных действий в Разрядный приказ, а царь Пётр послал короткое письмо в Москву наместнику князю Петру Ромодановскому: «Известно вам, государю, буди, что благословил Господь оружия наша государское, понеже вчерашнего дня молитвоко и счастьем нашим государским, азовцы, видя конечную тесноту, сдались; а каким поведением и что чего взято, буду писать в будущей почте. Питер. 3 галеры Принципнум, икля 20 дня» (3 августа по новому стилю).
За этот успех Пётр Первый назначил генералиссимуса Шенна главнокомандующим всей армией, командующим артиллерией, конницей и главой (судьёй) Иновемского приказа.
Взятие Азова имело важнейшее значение. Азов запирал выход в Азовское и Чёрное моря и был центром, откуда совершались набеги на русские земли. Благодаря Азовской победе вырос престиж России в Европе, упрочились её южные границы, стала реальной надежда на выход к морю.
В Москве издревле ставили храмы в честь военных побед. В будущей Спасской слободе первый храм был построен во имя священномученика Панкратия Тавроменийского Чудотворца в память взятия Казани в 1487 году (Панкратьевский переулок на Сретенке в Москве носит имя этого храма). В память окончательного покорения Казани в 1552 году царь Иван Грозный построил знаменитый Покровский собор — храм Василия Блаженного. В память освобождения Москвы от поляков во время Смуты князь Дмитрий Пожарский возвёл на Красной площади Казанский собор. В память об избавлении от польского наступления на Москву в 1618 году царь Михаил Феодорович построил храм Покрова Божией Матери в дворцовом селе Рубцове, впоследствии получившем название Покровское. Пётр Первый, одержав главную в своей жизни победу в Полтавской битве (1709 г.). повелел построить церковь и монастырь на месте битвы, в также в Санкт-Петербурге храм во имя св. Сампсона Странноприимца, в день памяти которого произошла битва. Также в честь Тихвинской иконы Матери Бажией, в канун празднования которой свершилась Полтавская победа, возводились храмы и пристраивались приделы (например, к Спасскому храму на Спасской в 1754 году).
Нет сомнений, что молодой царь Пётр имел намерение почтить и Азовскую победу и вознести благодарение Богу возведением храма. Это намерение осуществил главнокомандующий сухопутными войсками и зарождающимся флотом при осаде Азова первый русский генералиссимус Алексей Семёнович Шеин в своей вотчине в Спасской слободе, начав перестройку старого Преображенского храма в новый каменный храм, вошедший в историю как храм Спаса Преображения в Спасской.
Продолжение следует